Эксперты КГИ представили доклад «Опыт создания городских округов с внутригородским делением: проблемы и перспективы»

9 марта на площадке Комитета гражданских инициатив экспертному сообществу был представлен доклад «Опыт создания городских округов с внутригородским делением». Его подготовили эксперты КГИ Андрей Максимов, Дмитрий Соснин и Александр Озяков.

В 2014 году в законодательство о местном самоуправлении (МСУ) был введён новый институт — городские округа с внутригородским делением. В результате в крупных городах появилась возможность децентрализации власти и ее приближения к населению. Однако эта модель оказалась востребована только в трёх городах — Челябинске, Самаре и Махачкале. Практический опыт этих трёх российских городов и стал предметом исследования. Оно проводилось с осени 2016 года.

Авторы доклада пришли к выводу, что основная цель предложенной модели — децентрализация власти — не была решена. Увеличение числа депутатского корпуса за счёт создания районных советов лишь формально приблизило власть к населению. На практике же районные избранники не обладают достаточными ресурсами для того чтобы влиять на принятие управленческих решений. Полномочия органов МСУ дублируют функции районных администраци до реформы, а размеры районных бюджетов ненамного превышают сметы районных администраций до реформы.

Однако, по мнению специалистов, слабость муниципальных образований, их финансовая и имущественная зависимость от общегородских структур управления ещё не свидетельствуют о нежизнеспособности новой модели. Те же проблемы, утверждают они, существуют и у института МСУ в других городах России. Авторы доклада считают, что модель внутригородского деления округов нуждается в доработке и предлагают комплекс мер по её развитию и укреплению. В их числе:

  • Решение о создании городского округа с внутригородским делением должно приниматься только по итогам голосования жителей;
  • Законодательное закрепление «облегчённой» альтернативы — создание территориальных представильных органов МСУ вместо отдельных внутригородских МО;
  • Предусмотреть обязательность введения/сохранения прямых выборов главы администрации города или представительного городского органа;
  • Локализованные вопросы (благоустройство и озеленение территорий, сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов и др.) должны решаться на наиболее близком к жителям уровне управления.

Ряд экспертов, принявшие участие в дискуссии, не считают дальнейшее развитие этой модели целесообразным. Так, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления Эмиль Маркварт отметил, что существует много механизмов децентрализации власти и вовлечения населения в МСУ, о чем свидетельствует и международный опыт. «Модель городских округов с внутригородским делением оказалась не эффективной, заявленная цель децентрализации власти не реализована. Надо закончить этот эксперимент и развивать другие механизмы», — убежден он.

В мероприятии также приняли участие главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Всеволод Васильев, ведущий научный сотрудник центра поддержки и сопровождения органов МСУ Роман Петухов, заместитель директора направления «Муниципальное экономическое развитие» Фонда «Институт экономики города» Роман Попов, заместитель директора НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства» Галина Бурцева, главный эксперт аппарата Комитета Совета Федерации Святослав Мальцев и другие российские специалисты по вопросам МСУ.

Полный текст доклада (скачать)

Презентация доклада (скачать)

источник

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *